Международное бюджетное партнерство (International Budget Partnership) исследовало прозрачность бюджетов в 100 странах мира. Такое исследование IBP проводит каждые два года. Открытость бюджета Таджикистана исследуется этой неправительственной организацией впервые.
Наша республика в рейтинге IBP оказалась в числе стран, не отвечающих основным стандартам прозрачности. Таджикистан набрал всего 17 баллов из 100 возможных, оказавшись на последнем месте среди стран СНГ, которые представлены в рейтинге.
Россия улучшила свой рейтинг с 60 баллов в 2010 году до 74 баллов, оставив позади такие развитые страны, как Германию, Испанию, Португалию и Италию.
Беларусь получила 73 балла, улучшив свой индекс по сравнению с 2010 годом на один балл. Украина, наоборот, ухудшила свою позицию на 8 баллов - с 62 в 2010 году до 54 баллов в 2012 году.
Казахстан набрал 48 баллов вместо 38 баллов в 2010 году. Азербайджан за два года потерял один балл, заработав за прошлый год 42 балла. Предпоследнюю строчку на пространстве СНГ занимает Кыргызстан, у которого 20 баллов в 2012 году против 15 баллов в 2010 году.
Страной с самым открытым бюджетом оказалась Новая Зеландия - индекс 93 балла. В первую тройку вошли также ЮАР (90 баллов) и Великобритания (88 баллов).
После этих стран следуют Швеция, Норвегия, Франция, США, Южная Корея и Чехия.
В самом низу рейтинга оказались Катар, Мьянма, Экваториальная Гвинея (все по 0 баллов), Саудовская Аравия и Бенин (оба по 1 баллу), и Чад (3 балла).
IBP при составлении рейтинга прозрачности бюджетов оценивает несколько факторов: доступность и полноту данных о том, как правительство распоряжается средствами налогоплательщиков, возможность участия общества в бюджетном процессе, а также влияние законодателей и контролирующих органов на формирование бюджета. Рейтинг составляют независимые эксперты, у которых нет обязательств перед правительствами.
В Таджикистане важнейшим финансовым документом является госбюджет. Он принимается в форме закона, утвержденный нижней палатой парламента республики по представлению правительства на очередной финансовый год. Бюджетная квалификация республики включает доходов, расходов и источников финансирования дефицита. Структурно доходы подразделяются на общие доходы, гранты и трансферты. Общие доходы состоят из текущих и капитальных доходов. В составе текущих доходов выделяются – налоговые и неналоговые доходы. Капитальные же доходы поступают от продажи основных капитальных активов, запасов и стратегических материалов и нематериальных активов.
|